Мебель из обожженного дерева - MAGMAPROFI.RU

Мебель из обожженного дерева

Дизайнерские решения при использовании мебели из обожженного дерева в интерьере

Отправим материал на почту

  • Технологии обжига дерева, используемого для изготовления мебели
  • Преимущества использования обожженного дерева при изготовлении мебели
  • Дизайнерские решения с использованием обожжённого дерева
  • Обжиг мебели в домашних условиях
  • Коротко о главном

Использование в интерьере мебели из обожженного дерева стало отличительной чертой современного дизайна за последние несколько лет. Структура обожженного дерева поражает своей бархатистостью, а вид такой мебели может подчеркнуть небрежную элегантность интерьера, а также создать уют благодаря натуральным текстурам. Читайте до конца и поймете в чем уникальная особенность обожженного дерева в дизайне интерьера.

Технологии обжига дерева, используемого для изготовления мебели

Несколько столетий назад в Японии был изобретён уникальный способ обжига дерева для получения из него в последствии как строительного материала, так и основы для производства дерева. В современном же мире достоинства данного материала для получения элегантных предметов интерьера оценили совсем недавно. Но популярность такая мебель набирает стремительно. Для получения нужного эффекта дерево обжигают одним из трёх существующих методов:

  • Самый распространенный метод получения бархатистого эффекта обожжённой древесины – поверхностный способ обжига дерева.

Он является одним из самых простых, так как не требует никаких сложных технологических приемов. Оборудование, которое применяют для поверхностного метода, обычно используют самое простое: газовая горелка, паяльная лампа и т.д. Такой способ обжига позволяет сохранить натуральную текстуру и рисунок дерева, меняя его цвет и придавая поверхности приятную бархатистость.

При этом дерево не теряет своих технических характеристик, поэтому его несложно применять в интерьере, как отделочный материал, а также для производства мебели и фурнитуры. Для получения такого эффекта используют специальные печи, в которых непродолжительное время находятся деревянные брусья, за тем их быстро вынимают и для прекращения эффекта тления обливают холодной водой.

Это объясняется тем, что древесный брус практически обугливают до основания в вакуумной печи при высокой температуре, за счет чего материал приобретает пористость и хрупкость.

Мебель из обожженного дерева, как и любая другая, при производстве и последующей эксплуатации требует достаточной прочности материала. Поэтому описанный выше третий способ практически не используется, а вот остальные два отлично применяются для производства и получения нужной фактуры.

Преимущества использования обожженного дерева при изготовлении мебели

Обожженное дерево стало применяться в качестве производственного материала относительно недавно. Не более 10 лет один голландский дизайнер со своей легкой руки показал всему миру, что обугленная мебель придает интерьеру определенную необычность, но при этом не создает эффекта неряшливости, а наоборот привносит определенную уютную элегантность.

Но не только дизайнерским эффектом прославился данный материал, он еще имеет целый ряд других преимуществ:

  • Дерево – это натуральный материал, который так любят различные насекомые. Обжиг поверхности древесины создают защитный слой, через который насекомые не смог добраться до внутренней части сруба.

В последние годы натуральные материалы все более востребованы на рынке дизайнерских услуг. Они экологичны и более полезны для жизни и здоровья. При изготовлении мебели из обожженного дерева не используют никаких вредных токсичных химикатов, что тоже является несомненным преимуществом.

Видео описание

В этом видео показан процесс получения эффекта обожженного дерева разными способами:

Дизайнерские решения с использованием обожжённого дерева

Молодой дизайнер из Голландии, который покорил весь мир своим представлением о том, как должна выглядеть стильная мебель, задал целое направление в дизайне интерьеров. Этот стиль напоминает швейцарские шале, где горит камин, а в доме пахнет деревом. При этом обожженная мебель придает определенную цветовую гамму всему интерьеру, она обычно теплых, темных тонов, что задает направление выбору отделочных материалов.

Парадокс в том, что обожженное дерево будет отлично смотреться и на «чипэндейловском» стуле или кушетке, и на столе грубого сруба в стиле кантри. Обожженная мебель также может дополнить любой современный интерьер, выступив оригинальным акцентом.

Здесь нет никаких ограничений, такая фактура отлично сочетается практически со всеми дизайнерскими решениями. Обожженное дерево в интерьере можно использовать, например, в следующем виде:

  • Напольное покрытие или ступени для лестниц зададут тон всему интерьеру. Для такого решения необходимо отдать предпочтения поверхностному методу обработки дерева, который сохраняет естественный рисунок материала.

Вариантов применения множество главное подобрать свой уникальный стиль, в котором будет приятно находиться. Здесь можно экспериментировать: сочетать фактуры и цвета, дополнять аксессуарами и предметами мебели из металла, дерево можно покрыть цветным лаком, который добавит нужный тон и т.д.

Обжиг мебели в домашних условиях

Разнообразить привычный интерьер дома можно и своими руками без привлечения специалистов и не тратя баснословные деньги на покупку новых предметов мебели. Для этого необходимо немного изучить вопрос и не забывать соблюдать обычную технику безопасности работая с огнем. Как уже говорилось выше для поверхностного обжига не надо иметь специального профессионального оборудования, достаточно лишь газовой горелки.

Видео описание

В этом видео дана подробная инструкция о том, как придать обычному деревянному столу благородный эффект старины:

В случае, если вы все-таки решите сами обжечь дерево в домашних условиях, необходимо помнить следующие простые правила:

  • Дерево должно предварительно обработано, лучше всего убрать все выступающие поверхности (сучки, ненужные бугорки и т.д.). Если древесина обратно лаком, то его надо обязательно снять и отшлифовать поверхность.

Коротко о главном

Мебель из обожженного дерева необычный предмет интерьера, но при этом имеет огромное количество преимуществ, которые говорят в пользу того, чтобы задуматься о приобретении деревянной консоли или спального гарнитура оригинальной фактуры.

При этом изготовление такой мебели достаточно несложный процесс и при соблюдении определенным правил каждый сможет проявить творчество и создать элегантный предмет интерьера.

Обожженное дерево: чем оно лучше обычной древесины и где его используют?

Всем известно, что древесину нельзя предоставлять самой себе — под воздействием внешних сил она быстро разрушается. Нужна пропитка антисептиками и антипиренами. Но есть и другая эффективная защита, без использования «химии»

Еще много веков назад наши предки заметили, что если немного обжечь кусок дерева, он станет прочнее. Считается, что эта методика, получившая название Shou Sugi Ban («томление кедра»), зародилась в Японии. Хотя есть вполне достоверные данные, что так древесину обрабатывали на всех континентах, в том числе и у нас. На Руси обжигом (подкуриванием) защищали свайные столбы, лаги, половицы, обшивку стен и кровлю.

Сегодня древний метод термической обработки дерева не только не забыт, но пользуется все большей и большей популярностью. Развитие технологий позволило довести его до совершенства. Древесину обжигают посредством газовой горелки/паяльной лампы или выдерживают в печи, а в результате получают новый, улучшенный материал.

Под воздействием высоких температур погибают все возможные «зародыши» гниения. Выгорает древесный сахар, что делает древесину неаппетитной для жуков-древоточцев и других вредоносных микроорганизмов. Расплавленная смола закрывает поры материала, благодаря чему он становится менее гигроскопичным, или, говоря простыми словами, перестает «бояться» воды.

Как бы странно это не звучало, обожженное дерево становится огнеупорным. Разжечь повторно уже обгоревшую доску почти невозможно

Но это еще не все. В процессе подкуривания дерево становится удивительно красивым. Оно темнеет, становясь темно-шоколадным или непроницаемо-черным, и приобретает благородный серебристый отблеск, которого нельзя добиться никакими красками.

Конечно, столь интересные характеристики привлекли внимание мастеров из самых разных областей. Сегодня обожженную древесину используют повсеместно. Она прекрасно показывает себя как в отделке домов (половицы, обшивка стен, потолков, фасадов и кровли) так и в ландшафтном дизайне (заборы, перголы, беседки, теплицы и даже обрамление грядок).

Читайте также  Как подобрать мягкую мебель к обоям?

Еще одна область применения — мебельная промышленность. Изысканный черный цвет с перламутровым отливом сделал древесину Shou Sugi Ban излюбленным материалом для дизайнеров, создающих элитные предметы интерьера.

Виды обжига

Раньше древесину просто бросали в костер или выдерживали в примитивных печах. Сегодня же, при помощи современного оборудования, можно регулировать температуру обработки и достигать определенных эффектов.

Варианты обжига

Наиболее популярный обжиг — поверхностный. Он предполагает обработку газовой горелкой или паяльной лампой. Глубина термического воздействия при этом составляет от 1 до 5 мм.

Глубокий обжиг производят в открытой печи, обеспечивая обработку слоя толщиной до 20 мм. При этом пиломатериал не только закаляется, но и приобретает глубокий черный цвет с графитовым отливом.

Полный обжиг производят в промышленных вакуумных печах, при температуре до 400ºС. Эта технология используется довольно редко, так как древесина очень сильно усыхает и становится слишком плотной, а потому склонной к расколу. Основная область применения такого материала — изготовление элитной дизайнерской мебели.

Как породу дерева выбрать для обжига?

Изначально Shou Sugi Ban предполагала использование только и исключительно кедра. Сегодня же обжигать можно практически что угодно, вопрос лишь в том, какого эффекта нужно добиться. Так, на мягких хвойных сортах (сосне, ели и т.д.) проявляется четкий крупный рисунок волокон. Бук, граб, орех, клен и другие плотные породы приобретают однородный темный цвет с серебристым налетом. А лиственница и орех удивят причудливым мелким узором поверхности.

Обжигать древесину на простом открытом огне неэффективно — материал при этом покрывается слишком толстым слоем сажи

Технология обжига

Основное достоинство технологии Shou Sugi Ban — в доступности. С этой работой может справиться почти каждый. Достаточно газовой горелки или паяльной лампы и хотя бы небольшого опыта работы с этими инструментами.

Но прежде, чем приступать к обжигу, древесину нужно подготовить. Поверхность должна быть гладкой и чистой. Если на доске остались следы старой краски, масел и других загрязнений, их необходимо удалить, иначе после термической обработки они превратятся в несмываемые пятна.

Очень важно проверить влажность древесины. Концентрация влаги в материале не должно превышать 13-15%, иначе после обжига на поверхности доски появятся пятна и разводы.

Лучше всего для обжига подходит свежеструганная древесина. Если материал хранился долго, потемнел и стал пористым, перед термообработкой его нужно отшлифовать

При обработке доски касаются краем факела, держа его перпендикулярно поверхности. Очень важно следить тем, чтобы древесина обугливалась равномерно, то есть изменение тона было равномерным по всей протяженности доски.

После обжига поверхность смачивают водой из пулеверизатора, вытирают насухо, а после того, как древесина полностью остынет, счищают нагар щеткой. Если взять инструмент с не синтетической, а с металлической щетиной, можно заодно состарить (брашировать) древесину, сделав ее фактуру более четкой и выразительной.

Как уже говорилось выше, обожженная древесина не нуждается в пропитке какими-либо защитными препаратами. Но если хочется максимально продлить срок жизни материала, который эксплуатируется в суровых условиях (например, на фасадах), можно прибегнуть к «химии». Вариантов довольно много: льняное и конопляное масло, нитроцеллюлозный или карбамидно-формальдегидный лак, синтетический воск. Но проще всего приобрести в строительном магазине специальный масло-восковой состав для пропитки древесины.

Обожженная древесина сохраняет прочность и привлекательный внешний вид 80 лет и даже больше. Утомительного ухода она не требует. Нужно только изредка очищать поверхность и раз в 3-4 года обновлять пропитку, если таковая была

Обжигаем дерево для оформления интерьера своими руками.

Казалось бы дерево и огонь, вещи абсолютно несовместимые. Но, пламя наделяет дерево новыми отличными характеристиками. Которые нашли свое применение в строительстве и ремонте.

В данной статье рассмотрим какие качества приобретает дерево после обжига.

Как обжигать дерево самостоятельно.

Какой вид древесины подходит для обжига

Для чего обжигают дерево.

  • Обжиг дерева это достаточно простой процесс, с которым с легкостью справится любой желающий.
  • После обжига дерево становится темнее, красивее. Структура волокон среза дерева становится более четкой, яркой.
  • Обожженное дерево имеет высокую устойчивость к гниению, не повреждается на солнце, то есть становится устойчиво к воздействию УФ лучей.
  • Насекомым не интересно такое дерево, поскольку при обжиге не остается никаких полезных для них веществ.
  • Обжиг дерева убережет его от появления плесневых грибов, защитит от влажности. Также, как известно, огонь является антибактериальным средством. После обработки огнем дерево не будет подвергнуть бактериям.
  • Есть на рынке средства, которые будут защищать дерево от перечисленных неприятностей. Но стоимость таких средств достаточно высокая. А еще химические испарения таких средств вряд ли полезны для здоровья человека.
  • Поэтому, к плюсам обжига дерева добавим экономичность этого способа защиты древесины.

Как обжигать дерево самостоятельно (на языке специалистов обжиг дерева называется брашированием)

С помощью какого оборудования обжигают дерево в домашних условиях.

Для обжига дерева можете использовать следующие инструменты, как то паяльная лампа с высокой мощностью. Чаще всего используется газовая горелка. Реже используют строительный фен (фен горячего воздуха высокой мощности). Это основные виды источника огня, которые используют для браширования дерева.

Для того, чтобы очистить, после браширования верхний слой, подготовьте щетку, состоящую из жесткого металла. Это, если вы будете обрабатывать небольшого размера доски.

Если же вы планируете браширование какого-то предмета мебели, то для очистки лучше подготовить дрель с насадкой, предназначенной для этих целей. Есть для этого специальные шлифовальные машины.

И еще приготовьте щетку с мягкой щетиной, чтобы очистить поверхность после «шлифовки» .

Если вы не профессионал и никогда не «состаривали» дерево, то выбирайте для обжига газовую горелку. Это самый недорогой и удобный способ обжига.

Перед началом работы, убедитесь в том, что рядом с вами нет легко воспламеняющихся предметов, текстиль, бумага, пластик и т. д.

В качестве рабочего стола для обжига используйте огнеупорную поверхность. Каменную или металлическую. Обязательно перед началом работы, рядом с собой поставьте ведро с водой, чтобы в случае случайного воспламенения

Включите горелку, огонь должен быть голубоватого оттенка, сильный огонь не допускаем. Направляйте пламя на материал, который обрабатываете. Водите пламенем по поверхности несколько раз, как будто красите поверхность кистью. Прожечь нужно порядка 4 мм поверхности. Тренируйтесь лучше сначала на обрезках, своеобразных черновиках. Чтобы «набить руку»

Далее счищаем сожженную поверхность металлической щеткой. Очищаем медленно и аккуратно, чтобы не повредить основание, до которого хотим добраться.

По окончании работы можно воспользоваться лаками, финишными смесями, грунтовками. Лаки следует выбирать нитроцеллюлозные для покрытия обожженного дерева.

В Японии специально обжигают дерево, из которого строят дома. Дерево обжигают, снимают верхний слой золы, затем покрывают поверхность маслом тунговым в результате чего дерево становится огнеупорным.

Обожженное дерево: изучаем технологию защиты натуральной древесины от износа

На чтение: 5 минут Нет времени?

Сейчас, как и раньше, широко используется натуральная древесина: постройка домов, изготовление мебели, элементов декора и многое другое. Для того, чтобы дерево прослужило довольно долго, ему требуется специальная обработка антибактериальными, противоплесневыми и противопожарными пропитками. Сейчас для обработки древесины используются химические средства, но не менее популярны и старые проверенные способы, благодаря которым деревянные дома, построенные в позапрошлом столетии, стоят и по сей день. Обзор редакции HouseChief.ru расскажет вам, для чего необходим такой способ обработки как обжиг, расскажем о преимуществах и недостатках обоженного дерева, как самостоятельного строительного материала.

Читайте в статье

Читайте также  Как сшить портьеры из двух тканей

Технология и необходимость обработки дерева огнём

Сегодня, чтобы защитить пиломатериалы от негативного влияния внешних факторов, используются различные химические составы. Однако, не все приветствуют наличие химии в отделочных материалах, и поэтому выбирают дерево подверженное термообработке. Суть заключается в том, что при высокой температуре во внешнем слое древесины каналы волокон сужаются, забиваются смолами и сажей. Благодаря этому пиломатериалы практически недоступны для бактерий, огня и солнечных лучей. К тому же, обжиг расширяет возможности декорирования изделий из натуральной древесины.

Существуют различные способы защиты пиломатериалов от негативного воздействия внешней среды, но не все они доступны для применения в обычных условиях дома. Самым доступным вариантом является обжиг древесины посредством открытого огня.

Автоклавный обжиг пиломатериалов

Термообработка дерева проводилась ещё в древней Японии по технологии, которая называлась «томление кедра». Древесину обжигали на кострах, снимали нагар, промывали и пропитывали тунговым маслом. После обжига дерево приобретало блеск и удивительный благородный черно-серебристый оттенок. Время эксплуатации древесины после термообработки увеличивалось до 80-ти лет.

Термообработка дерева на костре для предотвращения процессов гниения

Эстетичный вид и характеристики обожжённых пиломатериалов в большинстве случаев зависят от способа и глубины термообработки. Существует три степени обжига:

  1. Полный. Происходит в специальных печах при 400°C. Материал, прошедший подобную обработку, применяется достаточно редко, в основном для производства мебели.
  2. Глубокий. Данная технология применяется для обработки пиломатериалов, уже бывших в употреблении. После данного вида обработки материал приобретает выразительную поверхность.
  3. Поверхностный. Самый популярный способ, который осуществляется посредством паяльной лампы или газовой горелки.

Полный обжиг пиломатериалов

Преимущества и недостатки обжига пиломатериалов

Обработка дерева в домашних условиях при помощи открытого огня имеет свои преимущества:

  • не требуется помощь сторонних специалистов;
  • после процесса обжига пиломатериал получает повышенную пожаростойкость;
  • при термообработке натурального дерева разрушается благоприятная среда для различных болезнетворных микроорганизмов, что позволяет предотвратить разрушение и гниение.

После термообработки дерево уже практически не возгорается во второй раз

Как обжигать дерево самостоятельно

Обработка древесины в домашних условиях в принципе не представляет больших проблем, особенно если придерживаться некоторых требований и правильно выбрать способ обжига. Предлагаем ознакомиться с некоторыми нюансами обжига пиломатериалов.

Сделать самостоятельно термообработку натуральной древесины не так уж и сложно

Выбор породы древесины

Для термообработки подойдут практически любые породы дерева, но истинные почитатели прекрасного предпочитают использовать пиломатериалы с необычной и выразительной фактурой. Для обжига древесины по оригинальной японской технологии применяли лишь кедр. Не менее интересный эффект достигается при обжиге бука и граба, так как из-за значительной плотности этих пород дерева прогорает лишь верхний слой. У тополя, ольхи и клена после декоративной обработки дерева огнем проявляется чётко выраженная текстура, а у лиственницы и ореха проступают дополнительные небольшие и уникальные узоры. Любители попариться в сауне оценят обожжённую березовую доску, поскольку после обработки её поверхность становится более пористой и после нагрева не обжигает кожный покров.

Лиственница после обжига

Подготовка древесины к термообработке

Пиломатериал перед отжигом должен пройти тщательную подготовку. Поверхность дерева должна быть чистой, гладкой и сухой. Уровень влажности не должен превышать 13-15%, иначе при воздействии высокой температуры возможно возникновение различных дефектов поверхности, а это существенно ухудшит качество декоративной отделки. Также материал должен был полностью очищен даже от малейших следов лакокрасочных материалов, поскольку после термообработки они проступят в виде пятен.

Перед обжигом древесина должна быть хорошо очищена от грязи и старой отделки

К сведению! Лучше всего для термообработки использовать свежеобработанную древесину, которая ещё не успела изменить свою текстуру и цвет. Если это условие не соблюдается, придется заново осуществлять шлифовочные работы.

Обжиг дерева паяльной лампой

Если решено проводить обработку дерева паяльной лампой, то следует подождать, пока сопло прибора не покраснеет, а огонь не станет равномерно-лиловым. Чтобы обжигаемая древесина соответствовала всем стандартам, пламя должно направляться перпендикулярно доске, а конец факела едва соприкасаться с обрабатываемым материалом. Зажженную лампу необходимо перемещать неторопливо с одинаковой скоростью, не забывая о контрастности проявляющегося узора древесины. Когда обожженные доски будут установлены, они должны быть обработаны олифой, нитро- или карбамидно-формальдегидными лаками.

Древесину, обработанную паяльной лампой, лучше использовать для внутренних работ

Обжиг дерева газовой горелкой

Посредством газовой горелки выполняют лишь легкую термообработку натуральной древесины. Это связано с тем, что при глубоком прожиге материала не удается добиться равномерности. Во время работы горелка для обжига дерева должна лишь слегка соприкасаться пламенем с обрабатываемым пиломатериалом. Скорость перемещения газовой горелки должна быть такой же, как при покрасочных работах при помощи кисти. Глубина обработки древесины контролируется по степени изменения контрастности рисунка.

Обработка древесины газовой горелкой

После обжига деталей, их поверхности необходимо смочить при помощи пульверизатора. Отрезок времени между обработкой огнем и сбрызгиванием должен быть одинаковым для всех участков древесины. Когда обожженное дерево остынет, с него удаляют сажу при помощи специальных щеток из латунной проволоки. Дополнительно можно выполнить искусственное состаривание или браширование.

Обжиг дерева под старину

Нужна ли дополнительная защита обожженному дереву

После снятия нагара и шлифовки обожжённой древесины, приступают к её креплению или дальнейшей обработке. Специалисты рекомендуют обрабатывать пиломатериалы после обжига маслом. На обожжённую доску следует нанести минимум 2 слоя нитроцеллюлозного лака с искусственным воском. Для покрытия пиломатериала, который будет использоваться для отделки фасада, следует применять только синтетический воск, растворенный в скипидаре с температурой 40-45°C. Это связано с тем, что натуральный воск не теряет своей липкости.

После дополнительной пропитки текстура дерева проявляется более четко

Где применяется пиломатериал после обжига

Дерево, прошедшее процесс обжига, широко используется при создании интерьеров и фасадных работах. Это вызвано тем, что после обработки огнем значительно улучшаются декоративные и эксплуатационные характеристики древесины. Можно купить обожженное дерево или самостоятельно выполнить необходимую обработку.

Фасад дома из доски, обожжённой по японской технологии Shou Sugi Ban

Использование обожженного дерева в интерьерах

Вследствие того, что стала возможна термообработка пиломатериалов в промышленных масштабах, их начали широко применять при оформлении интерьеров. Древесина, прошедшая процесс обжига, используется для отделки стен, создания оригинального напольного покрытия, балок перекрытия и мебели. Мебель из обожжённой древесины, в комбинации с аналогично обработанными отделочными материалами из дерева, позволяет создать уникальный комплекс и гармонию в создаваемом интерьере.

«Деревянная керамика»: мои секреты обработки древесины

Хочу поделиться техникой обработки древесины, которой пользовался долго и успешно. Я называю её «деревянная керамика» (далее — ДК), поскольку процесс этот связан с глубоким обжигом поверхности дерева. Я применял ДК при изготовлении небольших (до 30. 40 см) статуэток, однако мне известно об использовании подобной техники в мебельном деле — там обжигу подвергалась поверхность досок для корпусной мебели.

Основной смысл ДК — глубокий обжиг поверхности деревянного изделия до образования толстого слоя древесного угля с последующим снятием этого слоя куском шерстяного войлока и полировкой поверхности чистым войлоком. В результате имеем рельефную поверхность золотисто-каштанового тона с тёмным узором зимних годичных слоёв и мягким шелковистым блеском.


Инструменты и материалы, потребные для ДК:

— портативная газовая горелка (продаётся в инструментальных магазинах вместе с газовым баллончиком). Горелка должна давать узкую ровную струю пламени и допускать возможность его регулировки;

— натуральный шерстяной войлок (например, голенище старого валенка);

Читайте также  Как крепить бумажные цветы к ткани

— старая зубная щётка (для очистки войлока от угля);

— акварельная кисточка и баночка с водой (для защиты тонких мест от перегорания);

— туалетная бумага (для конечной обтирки изделия после очистки и полировки).

Ваши ногти должны быть коротко острижены: случайное касание ногтем обрабатываемой поверхности оставит на ней заметную царапину.

Работая в помещении, обязательно обеспечьте себя хорошей вытяжкой и респиратором: будет много дыма и летучей чёрной пыли.

Из древесных пород для ДК лучше всего подходит ель с толщиной годичных слоёв 1. 1,5 мм. Сосна, как правило, содержит в себе больше смолы, которая распределена в древесине не так равномерно, как у ели. Включения смолы и смолистые сучки затрудняют обжиг и последующую обработку.

Интересный результат даёт обработка огнём изделий из осины и подобных ей пород. Появляется невидимый ранее тонкий узор текстуры на красивом золотисто-каштановом фоне. Однако мягкие породы труднее в применении ДК: чересчур активно горят, уголь образуется более вязкий и трудный в удалении, а поверхность легко повредить чрезмерным усилием на войлоке.

Древесина для ДК должна быть комнатной сушки. Недостаточно просушенную заготовку буквально разрывает при обжиге. Причём чем толще и короче изделие, тем больше вероятность растрескивания. Я покупал для своих изделий хвойные бруски сечением 45. 50 мм, распиливал на заготовки, удаляя сучки, и выдерживал приличное время дома. Обычно при этом у недосушенных заготовок появлялись торцевые трещины. Поэтому и распиливать надо с запасом по длине, и смотреть внимательно перед началом резьбы.

Твёрдые породы дерева для ДК неинтересны.

Подготовка изделия к обжигу.

Первое, о чём следует помнить, это утрата мелких деталей. Никаких черт лица, пальчиков, резких складок одежды — формы должны быть плавными, перетекающими одна в другую. Собственно, основной причиной моего отказа от этой технологии послужила именно потеря деталей. Первоначально я стремился к выразительному обобщению форм, но на определённом этапе творчества именно детали начали меня интересовать, и тогда ДК потеряла свою привлекательность.

Ещё только начиная резать, подумайте, как «расположить» фигуру в заготовке, чтобы годичные слои образовали на поверхности выигрышный рисунок. Овал лица или намёк на его черты тоже ведь можно изобразить годичными слоями. Помните, что пламя не заходит в узкости и щели, и резкие переходы форм могут после обжига остаться уродливыми рубцами на обработанной поверхности.

Наличие сучков и смолистых участков сильно усложняет обжиг: на засмолке горит испаряющаяся смола, а поверхность обжигу почти не подвергается. После обжига в этом месте остаётся твёрдая корка, которую трудно счистить. Если всё-таки вы попали на смолистый участок (внутренний мир древесины бывает непредсказуем), то следует выжечь всю выступающую смолу, защищая прилегающие части от чрезмерного выгорания (техника обжига подробно описана далее).

Тонкие места фигуры (запястья, лодыжки, шея) должны иметь сечение не менее 3. 4 толщин годичного слоя, иначе после обжига их легко сломать при очистке и полировке. Любая склейка обожжённого изделия, как правило, заметно его портит.

Я всегда ограничивался резьбой и не шлифовал изделие перед обжигом. Грубые «штрихи» резца сглаживаются огнём. В этом одно из преимуществ ДК: без абразивов, морилки и лака вы за час-полтора получаете удивительную рельефную поверхность со слабым запахом костра.

Обжиг изделия.

Вблизи рабочего места не должно быть легковоспламеняющихся предметов. Имейте в доступе средства тушения огня, держите свободным выход на случай пожара.

Заранее смочите водой с помощью кисточки тонкие места, чтобы не дать им воспламениться раньше времени. В течение обжига смачивание, возможно, придётся повторять.

Напрвьте струю пламени на поверхность изделия, держа его так, чтобы пламя не обожгло вам пальцы. Начать обжиг лучше с наиболее полных форм, так как обожжённая поверхность способна к самовоспламенению, и тонкие части легко потерять, упустив их из своего внимания. Обжиг должен идти исключительно под струёй пламени — тогда вы можете им управлять. Как только заготовка начинает гореть самостоятельно, немедленно сбивайте пламя коротким взмахом, куском войлока или влажной кистью — эти предметы должны быть под рукой. Убедитесь, что тление остановлено (не видно искр, не выделяется дым), в противном случае примените к тлеющему месту влажную кисть. Особенно опасно тление тонких частей фигуры.

Обжиг поверхности следует вести до образования заметного слоя рыхлого древесного угля. Этот слой имеет глянцевую поверхность, а под струёй пламени светится красноватым светом. Постепенно продвигайтесь, давая возможность поверхности остыть, чтобы перехватить изделие и не обжечься. Я не пробовал обжигать на опоре (штативе) или пользоваться защитными перчатками, так как в моём представлении это сильно ограничивает маневренность и внимание, а они при обжиге важнее всего.

Опорную поверхность изделия обжигать не следует, разве что по краям.

Обработка после обжига.

Отрежьте продолговатую полоску войлока, один её край можно сделать зауженным для обработки проёмов и впадин фигуры. Убедитесь в отсутствии внутри войлока посторонних твёрдых включений (мне в войлоке попадались щепки, которые портили поверхность изделия).

Протирайте обожжённую поверхность изделия плоскостью или ребром войлочной полоски, удаляя уголь. Избегайте чрезмерного нажатия, чтобы не поцарапать поверхность и не сломать тонкие части. Страхуйте тонкие части пальцами руки, держащей изделие. По мере загрязнения войлока очищайте его щёткой. Всё это, как и обжиг, должно происходить под вытяжкой, а органы дыхания следует защитить респиратором.

Механическую очистку (с помощью вращающегося войлочного круга) для скульптуры малых форм я не рекомендую, так как она чревата неравномерностью обработки и местными повреждениями поверхности изделия.

После первичной очитски осмотрите поверхность изделия на предмет «недожжённых» мест или ступенчатых выгораний, а также механических повреждений. Дефектные места следует обжечь и очистить заново. Не пытайтесь «выжечь» трещину, если таковая появилась в процессе обжига. При дальнейшем обжиге она будет только углубляться. С трещиной придётся смириться, если она небольшая и не портит главного вида изделия — дальше, чем есть, после обжига она уже не пойдёт. Скорее, наоборот: пересушенная при обжиге древесина будет набирать атмосферную влагу, и трещинка станет закрываться.

Если внешний вид очищенной поверхности вас устраивает, приступайте к полировке. Для этого используйте чистую войлочную полоску и меньшие, чем для очистки, физические усилия. Несмотря на периодическую очистку щёткой, в процессе работы войлок «тупится», теряя свои шлифующие свойства, поэтому не жалейте полосок, меняйте их почаще.

После полировки, когда поверхность изделия уже лоснится и кажется чистой, следует протереть её мягкой туалетной бумагой. Вы увидите, сколько ещё чёрной пыли осталось на ней. В заключение, когда на бумаге не оставалось тёмных следов, я осторожно протирал поверхность чистыми ладонями и пальцами, дабы удалить волокна бумаги и получить удовольствие от осязания полученного рельефа.

Поверхность после такой обработки защищена от биологического воздействия и не требует никакого покрытия — напротив, любое дополнительное покрытие только испортит её, лишив естественности и живости. Разумеется, изделия ДК не предназначены для экспонирования под открытым небом — для «наружных» изделий существуют свои технологии обработки и защиты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: